Шенгенское соглашение: что это такое, кем подписано, значение договора, общая характеристика конвенции и визовая политика

Содержание
  1. Что такое Шенгенское соглашение?
  2. История подписания соглашения
  3. Первоисточники шенгенского права
  4. В каком году и где было подписано?
  5. Когда Соглашение заработало и прекратило действие?
  6. Шенгенская информационная система
  7. Система, противостоящая росту преступности в Европе
  8. Шенгенский кодекс о границах
  9. Выдача виз по правилам единого Визового кодекса
  10. Основные правила и требования
  11. Преимущества Шенгенской зоны
  12. Шенгенская зона
  13. Страны, входящие в Шенгенскую зону
  14. Страны Шенгенского соглашения на карте
  15. Страны-исключения
  16. Статус малых государств
  17. Перечень ограничений
  18. Какие страны планируют войти в Шенгенскую зону?
  19. Отличие стран, входящих в Шенгенскую зону и стран подписавших Шенгенское соглашение.
  20. Особенности передвижения между государствами Шенгенского соглашения
  21. Как получить шенгенскую визу?
  22. Правила использования шенгенской визы.
  23. Кому не выдадут шенгенскую визу?
  24. Самые популярные среди туристов страны Шенгенской зоны в этом году

Что такое Шенгенское соглашение?

Соглашение европейских стран облегчает прохождение контроля на границах государств Шенгена.

Соглашение гарантирует комфортное путешествие, упрощение коммерческих и экономических отношений с организациями из разных стран Европы.

Не все страны Шенгенской зоны присоединились к Европейскому Союзу. Некоторые государства одобрили соглашение и являются частью ЕС, но по закону оставили одинаковый визовый контроль для въезжающих, что требует получения национальных визовых документов.

История подписания соглашения

Соглашение было подписано 14 июня 1985 года в деревне Шенген представителями 5 государств. Однако документ вступил в силу позже (в 1995 году), поэтому внутренние границы между Французской Республикой, Нидерландами, Испанией, Германией, Бельгией, Португалией и Люксембургом были устранены.

Подписание Шенгенского соглашения в 1985 г
Впоследствии договор был расторгнут (в 1999 году). Затем было одобрено Шенгенское соглашение с изменениями, внесенными Евросоюзом, в новый документ вошли ранее согласованные положения и правила.

В 2000 году в состав стран была принята Греческая Республика, в 2001 году — Скандинавские страны (Финляндия, Королевство Дания, Швеция), а также Норвегия, Исландия. Список постепенно увеличивался в 2007-2011 годах.

Первоисточники шенгенского права

Почему появился шенгенский закон? Об этом говорится в самой преамбуле соглашения. Понимая, что тесные связи между странами Европейского Союза должны выражаться и в свободном передвижении граждан через общие границы, в свободном обмене товарами, правительства вышеупомянутых государств отказались от контроля над общим пространством границы.

Основная роль применения Шенгенского соглашения — отказ от пограничного контроля государств-членов с одновременным принятием ряда мер по компенсации этого отказа. Необходимость снятия административных барьеров существует давно. Отмена виз в рамках Евросоюза — последовательный шаг к объединению европейских государств в единое правовое пространство.

Шенгенское соглашение является основным документом. Сегодня это интересно с исторической точки зрения. Это подготовительный план действий. Во избежание проникновения криминальных элементов сторонами соглашения разработаны необходимые меры, которые необходимо принять в ближайшее время. Дата отмены пограничного контроля была установлена ​​- 1 января 1990 года.

Главный документ — Шенгенская конвенция, вступившая в силу в 1995 году. Она закрепила и определила порядок режима свободного передвижения с юридическими документами. Именно тогда семь государств Европейского Союза начали новый период — период полной свободы передвижения между странами. Был отменен внутренний пограничный контроль между Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом, Португалией и Францией.

Шенгенские соглашения стали основой правовой нормы, называемой шенгенским правом. Источником шенгенского права также были нормативные акты, изданные Исполнительным комитетом. Исполнительный комитет является законодательным органом, который был учрежден и уполномочен Конвенцией 1990 г. Документы Комитета дополняют и разъясняют положения Конвенции. В 1999 году Исполнительный комитет передал свои полномочия главному законодательному органу ЕС Совету. Совет и Европейский парламент совместно принимают нормы о Шенгенском законодательстве, визах, иммиграционной политике и политике предоставления убежища. Шенгенское право является источником вторичного права Европейского союза, его документы не могут противоречить другим документам ЕС, действующим на его территории.

Уголовная политика была пересмотрена Амстердамским договором. Предоставление убежища, защита внешних границ Европейского союза, иммиграция были отнесены к компетенции ЕС. Союз также издает юридически обязательные акты. Чтобы такой акт вступил в силу, Совет должен представить квалифицированное большинство голосов, а для принятия Конвенции  требуется согласие большинства государств.

В Европейском союзе существует судебный контроль, который осуществляется судом ЕС для определения законности принятия актов. Амстердамский договор имеет приложения в виде Протокола об интеграции Шенгенских соглашений в законодательство ЕС и Протокола о порядке предоставления политического убежища в ЕС. Основной целью Евросоюза было утверждение «европейского пространства свободы, безопасности и правосудия». После подписания Протокола об интеграции ЕС считает шенгенское право частью своей юридической системы. Правовая система продолжает развиваться на основе Римского договора 1957 года и Маастрихтского договора. Третья часть Маастрихтского договора содержит важные положения шенгенского права о визовой политике, предоставлении убежища и иммиграционной политике.

Договоры включают ряд положений о преследовании преступников на территории другого государства, об оказании судебной помощи по уголовным делам, включая выдачу преступников, о создании межгосударственной информационной системы о разыскиваемых преступниках.

В каком году и где было подписано?

Только в 1985 году пять сторон Конвенции о применении Шенгенского соглашения смогли, если еще и не полностью прийти к соглашению, то заявить о своем намерении отменить таможенные ограничения. Франция и Федеративная Республика Германия, Бельгия и Нидерланды договорились постепенно облегчить передвижение людей через границу между ними.

Пятым участником договора стал Люксембург, на территории которого, расположенной посреди реки Мозель, недалеко от небольшого поселения Шенген, где сходятся границы трех сторон, было заключено соглашение, позднее названное Шенгенским соглашением.

Стоит отметить, что у стран Бенилюкса на тот момент уже было такое соглашение, поэтому некоторые считают Шенгенский кодекс лишь своим расширением.

Когда Соглашение заработало и прекратило действие?

Однако от заявления о намерениях до реализации прошло десятилетие. В 1990 году необходимо было подтвердить стремление стран к либерализации перемещения людей: была подписана своего рода «Дорожная карта», которая заложила основы для вступления в силу Соглашения. И только в 1995 году (с присоединением к подписантам Испании и Португалии) Шенгенская зона начала функционировать.

Изначально Соглашение не имело ничего общего с другими постановлениями Евросоюза. Объединения шли параллельно, нормы часто противоречили друг другу. Поэтому в 1999 году, после принятия «Амстердамского договора» Шенгенское соглашение перестало действовать!

«Прекратило действие» — это правильная юридическая формулировка, но фактически правила соглашения перекочевали в один из разделов законодательства Евросоюза, став обязательными для всех стран-членов ЕС. С тех пор этот раздел правил получил название Шенгенского законодательства (Шенгенского права, Шенгенских правил) ЕС.

В соответствии с этими правилами к Союзу присоединились другие страны, не входящие в ЕС страны. Например, в 1996 году присоединились Исландия и Норвегия. В 2009 году — Швейцария. В то же время есть страны Европейского союза, которые не применяют правила Шенгенского соглашения: одни делают это намеренно, другие пока не приняты из-за внутренних проблем.

Шенгенская информационная система

В 1989 г для координации деятельности был создан Европейский комитет по контролю за оборотом наркотических средств. Шенгенское соглашение предусматривает усиленные меры по борьбе с преступностью. Угроза — это не только преступная деятельность по распространению наркотиков. Терроризм, незаконная торговля оружием — это преступления, борьба с которыми не менее важна.

Первоначально перед сотрудниками Европола стояла задача решить проблемы, связанные с открытыми границами, но с тех пор их задачи расширились. В 1987 году была создана Шенгенская информационная система (SIS), данные которой использовались пограничными и полицейскими службами. SIS была создана для поддержания общественного порядка, национальной безопасности и соблюдения положений Шенгенской конвенции. Это одна из самых полных информационных баз данных, главный банк которой находится в городе Страсбурге во Франция. Здесь вводится информация о лицах, выдача которых была запрошена государствами-членами. Эта информация относится к людям, совершившим особо опасные преступления. Он также содержит информацию о документах или предметах, которые являются доказательствами по расследуемым делам. Стало возможным преследование преступников на территории других государств-участников Соглашения. При задержании преступника на территории другой страны требуется присутствие официальных лиц государства, в котором был произведен арест.

Государства-члены передают информационные данные в основную систему через свои национальные системы (N-SIS). Центральная система имеет сеть SIRENE, которая предоставляет дополнительную информацию по запросу национальных властей.

ШИС начала свою работу 26 марта 1995 года, с момента отмены пограничного контроля. Шенгенская информационная система продолжает совершенствоваться перед лицом расширения ЕС.

В 2004 году произошло еще одно важное событие. Европейская комиссия решила включить биометрические данные в паспорта и въездные визы граждан ЕС. В 2004 году биометрические паспорта начали выдавать в Бельгии, в 2006 году — в Австрии, Франции, Испании, Италии. В конечном итоге все граждане с паспортами Евросоюза, а также иностранцы, въезжающие на территорию ЕС, должны будут пройти процедуры идентификации по чертам лица и отпечаткам пальцев, чтобы ввести их в улучшенную шенгенскую информационную систему.

К 2001 году к Евросоюзу присоединилось 10 новых государств, естественно, встал вопрос о реформе SIS. До этого система уже была обновлена ​​и модернизирована, но требовала еще большего количества изменений и обеспечения возможности функционирования при присоединении 10 государств.

Реформа SIS сопровождалась жаркими обсуждениями о функциях, которые система будет выполнять. В 2001 году Совет принял два нормативных акта — Регламент и Решение, в результате чего SIS II должна быть сформирована из общего бюджета ЕС. Комиссия представила три предложения, обобщающих исследования по архитектуре, функциям новой системы:

  1. Регламент о регулировании части SIS II», которая относится к «первой опоре».
  2. Регламент о предоставлении доступа к SIS II службам, ответственным за регистрацию транспортных средств.
  3. Решение, регулирующее «третью опору» системы.

Методы борьбы с терроризмом требуют более тесного сотрудничества полицейских из разных стран, и ШИС может стать эффективным инструментом в этой борьбе. Он должен был дополнить систему информацией о действиях европейского ордера на арест, а также связать системы Европола и Евроюста.

Для достижения этих целей Совет принимает два законодательных акта, с их помощью в 1990 году были внесены поправки в Шенгенскую конвенцию. Доступ к данным SIS был предоставлен Европолу и Евроюсту, а точнее его национальным подразделениям. Расширен список пропавших объектов, для которых в систему заносятся ориентировки — лодки, самолеты, контейнеры, а также список документов — прописки, способы оплаты. Национальные службы, ответственные за расследования и уголовное преследование, получили доступ к SIS.

Государства-члены обязаны регистрировать все передачи персональных данных и хранить их до 3-х лет. Была принята общая правовая основа для функционирования сети SIRENE.

В 2006 году Комиссия ЕС обнаружила, что обновленная SIS не может быть введена в 2007 году, как планировалось. Но в то же время вновь вступившие государства были вынуждены отменить пограничный контроль, поэтому система должна работать. Португалия предложила выход из данной ситуации: система SIS едина для всех.

Она была разработана как клон португальской национальной SIS, и к ней на временной основе присоединились новые государства-члены. С 1 июля 2007 года они начали получать информацию и передавать свою. Поскольку португальская инициатива была успешной, возникли разногласия по поводу того, продолжать ли работу над внедрением SIS II. Совет отклонил сомнения, но вторая версия SIS все еще находится в стадии разработки.

Система, противостоящая росту преступности в Европе

В Европейском Союзе появилась система, которая позволяет нам противостоять росту преступности в Европе. Его основные элементы:

  • Шенгенская информационная система. Он гарантирует свободное передвижение граждан через общие границы. Это барьер против международной преступности;
  • Европол. Обеспечивает сотрудничество между полицейскими силами государства, таможенными органами и другими органами в борьбе с преступностью;
  • Евроюст. Координирует сотрудничество между судебными системами стран;
  • Международные правоохранительные организации.

С вступлением в силу Шенгенского соглашения стало легче доминировать на рынке, инвестировать, в результате количество рабочих мест увеличилось, поскольку начали создаваться филиалы и совместные предприятия. Пограничный контроль также был сохранен и усилен в отсутствие пограничных формальностей. Число участников Шенгенского соглашения начало расти, сегодня их 24, из которых двое не являются членами Евросоюза. Это Исландия и Норвегия. Великобритания и Ирландия не подписали Соглашение.

Шенгенское соглашение четко и недвусмысленно определяет внешние границы, консульские правила, порядок пересечения внешних границ. В 90-е годы главным стал вопрос о важности внутренних границ. Ситуация с последствиями отмены межгосударственного пограничного контроля, а также усиления внешней границы до сих пор не прояснилась. Оказалось трудно определить внешние границы и рост членства в Европейском Союзе.

Конвенция о применении Шенгенского соглашения определила внутренние и внешние границы, регламентировала пересечение границ ЕС, утвердила условия въезда иностранцев в Шенгенскую зону.

Шенгенский кодекс о границах

В 2006 году после предложения Комиссии принять новые руководящие принципы, четко разграничивающие правовые положения и процедуры для внутренних и внешних границ, был принят Кодекс о пересечении границ ЕС (Шенгенский пограничный кодекс).

Кодекс является первым инструментом, регулирующим сферу свободы, безопасности и правосудия. Это кодифицирующий акт, который содержит правила пересечения государственной границы отдельными лицами. Положения Кодекса касаются внешних и внутренних границ, собственных граждан и граждан третьих стран.

Кодекс принят в регламентирующей форме, имеет прямое действие, не требует ратификации или трансформации в национальное законодательство. Аннулируются ранее принятые документы — две главы Шенгенской конвенции. Цель нового закона — улучшить правовую базу для управления охраной границ ЕС. Для этого установлены стандарты и процедуры.

Внутренние границы — это общие границы государств-членов. Они могут быть озерными, сухопутными, речными. Также к ним относятся внутренние аэропорты государств-членов.

Внутренние границы включают морские и речные порты, предназначенные для регулярного паромного сообщения.

Внешние границы — все границы, которые не являются внутренними. Внешние границы пересекаются на пограничных пунктах. Граждане Европейского союза проходят минимальную проверку для подтверждения личности. Граждане третьих стран подлежат более строгому пограничному контролю. Проверяется соблюдение условий въезда и наличие документов. Государства должны укомплектовать пограничные службы и обеспечить их материальными ресурсами.

Пограничные службы государств-членов оказывают взаимную помощь, обеспечивая высокие стандарты на всех участках границы. Взаимодействие пограничных служб координируется Европейским агентством по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов — FRONTEX.

Кодекс описывает принцип отмены пограничного контроля на общих границах. Граждане ЕС могут перемещаться из одной страны в другую, не подвергаясь контролю на границе. Физические препятствия отменяются.

Кодекс также содержит список задач полицейских служб. В документе изложены условия допустимых действий полиции. Полицейский досмотр транспорта и людей не носит систематического характера, а проводится только при наличии информации, касающейся борьбы с преступностью. Некоторые правила входа были смягчены. Если на внутренних границах главное — отмена контроля, то на внешних, наоборот, его усиление.

Описываются общие положения для граждан третьих стран и сопутствующие меры в области сотрудничества полиции и суда. Когда страны-кандидаты готовились к вступлению в ЕС, они применяли Шенгенское соглашение в два этапа:

  • инкорпорирование Шенгеских acquis в государственное законодательство;
  • отмена пограничного контроля.

Во-первых, кандидаты ужесточили правовые нормы и, если они продемонстрируют профессионализм в защите территории всего ЕС, то смогут войти в пространство со свободным передвижением.

Кодекс предусматривает исключения из правил, такие как восстановление временного контроля на внутренних границах. Шенгенская конвенция предоставляет право возобновлять проверки в исключительных обстоятельствах. Шенгенский кодекс определяет условия, при которых может быть введен пограничный контроль. При этом подчеркивается, что эта мера носит временный характер и требует дополнительных консультаций.

Контроль может быть восстановлен из соображений защиты государственной безопасности.

Например, в 2007 году Германия представила аналогичные меры на Саммите G8 в Хейлигендаме. Австрия сделала то же самое в 2008 году в связи с проведением Кубка Европы по футболу «Евро-2008».

Пограничный контроль может быть восстановлен даже в случае непредвиденных обстоятельств. Например, теракт. Шенгенский кодекс предусматривает, что все события становятся открытыми после восстановления контроля. После отмены пограничного контроля предоставляется отчет о результатах операции.

Выдача виз по правилам единого Визового кодекса

Кодекс не прописывает правила выдачи виз, Шенгенская конвенция осталась документом. В Гаагской программе Совет подчеркнул необходимость дальнейшего развития визовой политики. Были предложения о внесении изменений в Общую консульскую инструкцию. В 2006 году был предложен проект Визового кодекса, в котором собраны все документы визового направления. Визовый кодекс был принят 13 июля 2009 года.

Используется Визовая информационная система, которая позволяет улучшить выдачу виз. Государства-члены должны сделать процедуру выдачи визы общедоступной. Ряд проблем устранен с учетом правоприменительной практики. Устранены пробелы в законодательстве о страховании здоровья путешественников, практические инструкции преобразованы в правовые нормы.

Две дихотомии уцелели от предыдущего регулирования: единые визы и визы с ограниченным территориальным действием. Визы могут быть однократными, двукратными и многократными. Все это касается краткосрочных виз. Долгосрочные визы остались за рамками визового кодекса.

Краткосрочная виза выдается для деловых, туристических и частных поездок. Государство, принявшее решение о выдаче визы, является основным для туристических целей. При этом не учитывается, какая страна будет первой при въезде на территорию Евросоюза. Если ни одна страна не является главной, то визу необходимо запрашивать в консульстве страны, которая въедет первой. В случае транзита виза требуется в государстве, территорию которого пересекают, или в транзитной зоне соответствующего аэропорта.

В случае транзита через несколько государств визу необходимо запрашивать в первом транзитном государстве. При подаче заявления на визу необходимо предоставить отпечатки пальцев. Документы для получения визы отправляются в консульство.

Шенгенская (единая) виза может быть однократной или многократной и действительна от 6 месяцев до 5 лет. В приложении к Визовому кодексу перечислены государства, граждане которых должны получить транзитные визы аэропорта, которые позволяют человеку входить в международную зону аэропорта, но им запрещен выезд. Визы со сроком пребывания более трех месяцев считаются национальными и выдаются в соответствии с законодательством страны.

Виза дает вам право путешествовать по территории других стран для въезда в страну, выдавшую визу. Виза определяется как долгосрочная виза, она действительна в территориальном пространстве страны, которую она предоставила.

При наличии шенгенская виза, можно подать заявление на получение национальной визы. Если иностранец не может въехать в Шенгенскую зону, но одно из государств разрешает ему въезд на свою территорию, выдается виза с ограниченным территориальным объемом. Владелец этой визы имеет право находиться только на территории одного государства в течение трех месяцев или совершать транзит.

Граждане третьих стран, чья виза была получена на законных основаниях, въехав на территорию одной из стран, могут перемещаться по территории всех государств.

При пересечении границы и на территории любого государства Шенгенского соглашения также проводится более тщательная проверка. Компетентные органы власти могут запросить дополнительную информацию.

Граждане третьих стран также могут использовать вид на жительство в качестве краткосрочной визы. Если государство является членом Европейского Союза, но не является участником Шенгенского соглашения, его граждане могут перемещаться в пределах Шенгенских территориальных границ. В пунктах пересечения границы граждане предъявляют паспорта и следуют по отдельному коридору «граждане стран-членов ЕС».

Все желающие получить шенгенскую визу проверяются по единой Шенгенской и национальной базе данных. Все нарушения регистрируются в этих базах данных. Нарушение, совершенное в стране Шенгенского соглашения, приводит к автоматическому отказу во въезде в другие страны.

В базах данных есть список тех, кому отказали в выдаче визы, кто находится в списках Интерпола, кто совершил преступления или административные правонарушения, кто был депортирован. Информация о лицах, в отношении которых подавались запросы об аресте и их выдаче, вносится в базу данных от имени судебных органов государства, подавшего запрос. Информация о гражданах третьих стран, которым было отказано в визе, вносится в базу данных на основе национальных списков, подтвержденных административными органами и компетентными судами. SIS также включает информацию о разыскиваемых статьях.

Пограничные службы, полиция, таможенные службы, консульства по выдаче виз имеют право получать информацию из Шенгенской информационной системы.

Основные правила и требования

Соглашение содержит правила, регулирующие порядок оформления визы и пересечения границы представителями других стран. Положение содержит 6 отделов с данными о транзитных перемещениях, правилах оформления визовых документов и 13 приложений.

Основные правила и требования

Основные практические положения договора:

  1. При оформлении визового документа для пересечения границы необходимо внести данные в анкету по единой форме.
  2. Данные вводятся в анкету ребенка родителем или законным представителем.
  3. При подаче заявления необходимо будет подготовить справки, перечень документов уточняется в консульстве. Список может отличаться от страны к стране.
  4. Для постоянных поездок за границу можно запросить мультивизу. Однако необходимо будет действовать поэтапно: сначала они получают документ для однократного въезда, затем — документ для многократного въезда на 6 месяцев, после чего выдается многократная виза на срок от 1 до 5 лет.
  5. Допустимо подавать заявление на подготовку нового визового документа до истечения срока действия предыдущего.
  6. Гражданам с краткосрочными визами по закону предоставляется 15 дней для переноса окончательных дат поездки в случае форс-мажора.
  7. Обязательным условием для составления документа является наличие не менее 2-х чистых листов.
  8. Планируя поездку в несколько зарубежных стран, необходимо посетить консульство той страны, в которой путешественник будет проводить больше всего времени в поездке. При равном количестве дней для посещения разных стран заявление подается в посольство государства первого въезда.
  9. Уведомление об отказе в получении визы поступает в письменной форме (письмом) с указанием причин отказа и возможности обжалования.
  10. Рассмотрение бумаг осуществляется в соответствии с законодательством до 10 рабочих дней. Запрос на документ можно подать за 3 месяца до планируемой поездки.
  11. Биометрические данные отправляются один раз в 5 лет.
  12. При поездках в европейские страны и из них необходимо соблюдать требования законодательства. В случае нарушения закона при последующей подаче документов в консульство разрешение на передвижение по землям государства не дадут.

Преимущества Шенгенской зоны

Страны, входящие в Шенгенскую зону, получают определенные преимущества от пребывания в Шенгенской зоне, основной из которых является свободное перемещение людей через границу.

Из-за ослабления пограничного контроля между странами в этом районе страны могут тратить меньше денег на защиту своих границ.

Еще одно преимущество пребывания в Шенгенской зоне состоит в том, что это упрощает транспортировку товаров внутри континента.

Шенгенская зона

Шенгенская зона объединяет территории стран, где действует утвержденный кодекс Евросоюза и на которую оформляется виза.

По территориям разрешено свободное передвижение без сложных стандартных паспортных проверок. Гражданам Европы виза не нужна.

Общая площадь территории составляет более 4,3 млн км².

Страны, входящие в Шенгенскую зону

В зону вошли 26 стран, прошедших тест на подготовку:

  • Австрия;
  • Греция;
  • Венгрия;
  • Германия;
  • Королевство Испания;
  • Исландия;
  • Латвия;
  • Литовская Республика;
  • Мальта;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Дания;
  • Франция;
  • Голландия;
  • Республика Польша;
  • Финляндия;
  • Чехия;
  • Эстония и так далее.

Страны Шенгенского соглашения на карте

На карте ниже наглядно показаны визовые отношения с туристами из европейских стран. Она пригодится при подготовке к поездке.

шенгенские страны

Страны-исключения

Страны исключения

Не все европейские территории подписали договор:

  • Албания;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Голландия;
  • Македония;
  • Норвегия;
  • Сербия;
  • Испания;
  • Босния и Герцеговина;
  • Черногория и так далее.

Великобритания присоединилась к Шенгенскому соглашению, но не применяет большинство положений. В частности, на границах осуществляется визовый и паспортный контроль.

Ирландия — государство, которое не утвердило договор для сохранения прежних правил перемещения граждан и поддержания безопасности территории.

Дания — государство, у которого есть особые соглашения с европейскими странами, так как контракт не распространяется на территорию Гренландии, которая является частью страны. Однако для иностранца отклонения от шенгенских правил не являются принципиальными: въезд-выезд-пребывание происходит на общих условиях

Нидерланды — в территориальных образованиях, находящихся за пределами Европы, договор недействителен.

Норвегия — Европейское законодательство не распространяется на остров Ян-Майен и в Шпицберген.

Франция — Шенгенское соглашение не действует; для посещения зарубежных стран за пределами европейских государств вам необходимо подготовить отдельные документы на въезд.

Путешествовать

Ряд карликовых государств, не присоединившихся к Шенгенскому соглашению, не имеют охраняемых границ с соседними странами-участницами. Они не проводят свою визовую политику и фактически входят в Шенгенскую зону. К ним относятся:

  1. Андорра — государственные органы документ не подписали, однако пограничный контроль снят на границах с Францией и Испанией. В то же время выборочные проверки проводят французские и испанские пограничники. Шенгенские однократные визы из этих двух стран не позволяют легальный въезд в Андорру.
  2. Ватикан — не имеет специального пункта пропуска на границе, потому что это часть Италии.
  3. Монако — государство не одобрило соглашение, в порту есть паспортный контроль, проверки проводят французские власти.
  4. Сан-Марино — окружено итальянской территорией, не имеет усиленного контроля в приграничной зоне.

Шенгенское законодательство не полностью применяется в следующих странах:

  • Болгария
  • Кипр
  • Румыния
  • Хорватия

Эти государства выдают туристам национальные визы, но в то же время разрешают посещать свою территорию всем, у кого есть шенгенская виза. Поэтому, если в вашем паспорте уже есть шенген, вам не придется оформлять дополнительные визы.

Необходимо различать концепции Шенгенской зоны и Европейского Союза, поскольку не все члены ЕС являются членами Шенгенской зоны. Не члены ЕС, но часть Шенгенской зоны:

  • Исландия
  • Лихтенштейн
  • Норвегия
  • Швейцария

Отсутствие или ограниченное участие

Статус малых государств

Помимо вышеупомянутого княжества Андорра, ряд небольших (карликовых) государств имеют свои отношения с Шенгенской зоной. Это включает:

  • Сан-Марино;
  • Ватикан;
  • Монако.

Ни одна из этих стран не является членом ЕС или Шенгенских соглашений. Однако на самом деле к ним применяются правила Шенгенского соглашения!

В случае Ватикана и Сан-Марино нет связи с миром, кроме как через территорию Италии. У Монако есть свой порт, но он контролируется Францией, так как каждое представительство княжества в иностранной сфере, согласно соответствующему соглашению, доверено Парижу.

Следовательно, въезд в Сан-Марино и Ватикан эквивалентен въезду в Италию. В Монако — во Франции. Граждане трех государств могут свободно перемещаться по Шенгенской зоне.

Перечень ограничений

Страна Регион ограничения правил ШЗ Примечание

Франция Все заморские территории Зоны не применяются к какой-либо территории, фактически или номинально принадлежащей Франции и расположенной на некотором расстоянии.
Норвегия Шпицберген Посещение Шпицбергена регулируется отдельными правилами, но это не распространяется на остров Ян-Майен, вход на который осуществляется в соответствии с Шенгенскими правилами.
Голландия
  • Аруба
  • Кюрасао
  • Синт-Мартен
  • Карибы
  • Голландия
Все эти территории находятся за пределами Европы. При этом между некоторыми из них, а также соседними французскими территориями существует безвизовый режим. Туда нельзя попасть через Шенген.
Испания
  • Мелильяе
  • Сеута
Города, расположенные на севере Африки. При переезде из Испании контроля нет, но в обратном направлении он обязателен.
Дания
  • Гренландия
  • Фареры
Для посещения этих территорий необходимо оформить визу из самой Дании с обязательной пометкой: «Действительно для…», а затем одновременно указываются Гренландия, Фарерские острова или оба объекта.

Какие страны планируют войти в Шенгенскую зону?

В зону европейского соглашения:

  • Республика Кипр;
  • Румыния;
  • Болгария;
  • Хорватия.

Точное число подписания договора не оглашается, требуется согласование документов, проверка на соответствие требованиям.

Вы можете пересекать границы этих государств по шенгенскому въездному документу или по национальной визе.

Отличие стран, входящих в Шенгенскую зону и стран подписавших Шенгенское соглашение.

Все страны Шенгенского соглашения, за исключением Исландии, Норвегии и Швейцарии, являются членами Евросоюза.
Список стран Шенгенского соглашения также дополняют Великобритания, Ирландия, Болгария, Кипр и Румыния.
Однако Великобритания и Ирландия не являются странами Шенгенской зоны, они подписали Шенгенское соглашение, но не отменили паспортный контроль.

Что касается последних трех стран (Болгария, Кипр и Румыния), то они также пока не входят в число стран Шенгенского соглашения, поскольку только ожидается, что паспортный контроль при пересечении границ этих государств будет отменен.

Таким образом, граждане третьих стран, получившие визу одного из государств, включенных в список стран Шенгенского соглашения, могут посещать все страны Шенгенского соглашения на основании этой визы. Как правило, граждане любой страны Шенгенской зоны, лица, имеющие визу из любой страны Шенгенского соглашения, а также граждане третьих стран, которые имеют соглашение о безвизовом режиме с любым государством, включенным в список страны Шенгенского соглашения, могут беспрепятственно посещать все страны Шенгенского соглашения.

Однако для граждан государств, не входящих в список стран Шенгенского соглашения, существует ряд ограничений. Например, на визу необходимо подавать заявление из страны Шенгенского соглашения, которая станет основным местом пребывания. Также желательно въезжать в страны Шенгенского соглашения через страну, выдавшую визу. Если транзита избежать невозможно, следует быть готовым к тому, что вам придется подробно объяснять таможенникам другой страны Шенгенского соглашения цель поездки.

Страны, в которых действуют шенгенские визы, осуществляют совместный контроль за прибывающими туристами. Если турист нарушил паспортный контроль в одной из стран Шенгенского соглашения, данные о нем обязательно попадут в единую компьютерную базу, что может привести к запрету на въезд в любую страну Шенгенского соглашения. То же самое касается преступлений, совершенных во время посещения любого государства, представляющего страны Шенгенского соглашения. Для любого конкретного туриста это может грозить тем, что в следующий раз, когда они попробуют получить шенгенскую визу, им будет отказано.

Особенности передвижения между государствами Шенгенского соглашения

Даже если вы будете посещать только страны, которым в 2021 году нужна шенгенская виза, в некоторых случаях вам следует быть готовым к определенным трудностям. Что касается притока эмигрантов, чтобы не распространять преступность, некоторые страны Шенгенского соглашения в 2016 году ввели особый пограничный контроль:

  • Австрия — со стороны Словении и Венгрии;
  • Германия — на границе с соседней Австрией;
  • Дания — на границе с Германией, а также в морских портах, куда прибывают немецкие паромы;
  • Швеция — мост Эресун, в южном и западном портах;
  • Норвегия — в морских портах, куда прибывают паромы из Дании, Германии, Швеции.
  • Венгрия построила ограждение на границе не только с Сербией и Хорватией, которые еще не официально оформили вступление в Шенгенский союз, но и со Словенией, подписавшей Шенгенское соглашение.

Таким образом, передвижение внутри Шенгенской зоны будет относительно свободным, и нелегальным иммигрантам станет еще труднее въехать на территорию Шенгенской зоны.

Страны Шенгенской зоны гарантируют свободное передвижение в пределах Шенгенской зоны как гражданам ЕС, так и посетителям, находящимся на территории объединенной Европы с юридической точки зрения. При этом все страны Шенгенского соглашения осуществляют совместный контроль за посетителями. Если турист ранее нарушал паспортный контроль в одном из государств Шенгенского соглашения, информация об этом должна автоматически распространяться через базы данных всех участников Шенгенского соглашения. В дальнейшем при выдаче разрешения на въезд в одно из государств — участников Шенгенского соглашения этому лицу может быть отказано.

Как получить шенгенскую визу?

Для получения шенгена необходимо обратиться в консульство конкретного государства, подписавшего соглашение, а точнее страны, являющейся основной целью визита. Даже если вы планируете посетить несколько стран, чтобы подать заявление на визу, просто выберите ту, которая будет посещена первой.

Например, вам нужно посетить Германию, а до этого Бельгию. Вам необходимо обратиться в бельгийское консульство, оформить документы, а на транзит дается три дня. Но на практике все немного иначе, если вы решили посетить страны Шенгенского соглашения на собственном транспорте или поезде, например из самой Бельгии в Германию, то они не будут знать о реальном местонахождении, если гость страны не хочет никого предупреждать — печать будет отсутствовать.

Несмотря на то, что пространство уникальное, консульства той или иной страны работают по-разному, требования жестче или мягче. Человеческий фактор тоже играет роль. Поэтому, планируя поездку в разные страны, имеет смысл продумать, с какой начать, чтобы проще было получить мультивизу. Правда, есть нюансы, есть определенные правила, по которым стоит оформить документ, в котором посетитель задержится подольше.

В каждом консульстве предусмотрено получение визы по упрощенной и ускоренной процедуре. Это будет стоить вдвое дороже, но если не хватает времени, мультивиза выйдет через три дня.

Шенгенские страны

Правила использования шенгенской визы.

Для тех, кто собирается посетить несколько стран, есть два основных правила:

  1. Правило первого въезда
  2. Правило основной страны

Суть первого правила заключается в том, что турист или гость из Шенгенской зоны должен въехать в страну, где была впервые оформлена виза. Затем можно перемещаться на другие территории.

Согласно второму правилу, посетитель обязан посетить страну, выдавшую визу, на более длительный период времени (пусть даже на один день). Общее время, проведенное в других странах, подписавших соглашение, не должно превышать даже на 1 день времени пребывания в «основной» стране.

Именно поэтому в турфирмах цены на оформление документов разные. Если целью вашей поездки является конкретная территория, на которой вам нужно оставаться дольше, вам нужно будет подать заявление на визу в консульстве этой страны.

Как получить шенгенскую визу

Кому не выдадут шенгенскую визу?

Если человек находится в списке лиц, которым по каким-либо причинам запрещен въезд в страну Шенгенского соглашения. Если человек представляет угрозу национальной безопасности и посетитель ранее нарушил условия визового режима и карантинный период все еще действует, документ не будет выдан.

Самые популярные среди туристов страны Шенгенской зоны в этом году

Список стран Шенгенского соглашения в 2021 году, куда ожидается наибольший наплыв путешественников, выглядит следующим образом:

  1. Шенгенские страныИталия. Несмотря на относительно высокую стоимость отдыха в Италии, популярность этой страны в Шенгенской зоне с каждым годом только растет. Древние города, мягкий климат, вкусная еда, теплое море, чистые пляжи, комфортабельные горнолыжные курорты — все это привлекает туристов в любое время года. Достопримечательности Италии разбросаны по всей стране, а значит, оказавшись на юге, путешественник захочет вернуться снова, только в другой регион итальянского сапога.
  2. Испания. Любители солнца и зажигательного фламенко отправляются на юг страны, ценители архитектурных памятников — в Барселону, а желающие отведать национальной кухни — в Бильбао. Зимой туристы любят греться на солнышке на Тенерифе; Летом купальный сезон открыт во всех прибрежных городах Испании.
  3. Франция. Для большинства туристов это Париж с его ароматом свежих круассанов, ароматного кофе и величественная Эйфелева башня, которая ассоциируется с романтикой и любовью. Однако не только столица интересует путешественников, оформляющих визу во Францию. Знаменитый Лазурный берег с его чистейшими пляжами, достопримечательности Иль-де-Франс, Французские Альпы для катания на лыжах — во Франции каждый найдет себе занятие по душе.
  4. Чехия. Средневековые замки и узкие улочки Праги ежегодно привлекают рекордное количество туристов. Кроме того, любители старины любят посещать Остраву, Пльзень, Брно, а тем, кто желает поправить свое здоровье, обязательно стоит отправиться в знаменитый курортный город Карловы Вары.
  5. Греция. Если рассматривать все страны Шенгенской зоны, Греция является самым популярным туристическим направлением среди туристов из стран СНГ. И это неудивительно, ведь здесь можно одновременно насладиться едой и вином, старинной архитектурой и живописной природой, ласковым морем и незабываемой атмосферой теплого греческого гостеприимства.
  6. Венгрия. С каждым годом гостеприимная Венгрия привлекает все больше и больше посетителей, которые хотят погрузиться в европейскую атмосферу и отдохнуть от повседневной суеты. Помимо местных достопримечательностей, туристы приезжают в эту страну поправить здоровье на многочисленных горячих источниках.
  7. Польша. Здесь туристов ждет множество достопримечательностей, самые известные из которых — древние города Лодзь, Краков, Познань и столица Варшава. В Польше есть курорты и открыты оборудованные горнолыжные трассы. Популярность Польши во многом объясняется лояльностью консульства этой страны при получении визы. Как правило, получить разрешение на въезд в Польшу намного проще, чем в другие страны Шенгенского соглашения.
Оцените статью
Блог о Шенгенской визе
Adblock
detector